Н.А. Гангнус (Пермь)
ВНУШЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Внушение как мощное средство влияния на психику было известно ещё в древние времена, однако в силу исторической ограниченности человеческого познания оно на протяжении многих веков не могло стать объектом научного познания. В то же время религия широко применяла самые разнообразные способы. «Божьи пастыри» были знакомы не только с внешним проявлением внушения, но широко пользовались этим психологическим феноменом для утверждения своего могущества.
Первые шаги научного объяснения природы внушения и практического использования этого феномена в лечебных целях сделала медицина.
Так, в России огромный вклад в разработку проблем внушения и гипноза внёс В. М. Бехтерев. Он рассматривал внушение как психический процесс, вызывающий определённые ощущения и представления без должной критики. Гипнотическое состояние В. М. Бехтерев связывал с эмоцией описания, которая и обуславливает усиление действия внушения. Он показал, что внушение может быть использовано и для пользы и во вред человеку.
Физиологическая основа внушения и гипноза была вскрыта И.П. Павловым, исследования которого раскрыли механизм условно-рефлекторной деятельности высшей нервной системы, природу процессов торможения и возбуждения коры головного мозга.
В результате учёными был сделан вывод о том, что:
1) внушение – процесс воздействия одного человека на другого, частично или полностью неосозноваемое;
2) внушение является компонентом обычного человеческого общения, но может выступать как специально организованный вид коммуникации, предполагающий не критическое восприятие сообщаемой информации, противоположной убеждению.
И если убеждение сопровождается неизбежной критикой, в той или иной степени проявляющейся со стороны убеждаемого, то внушение, как образно выразился В. М. Бехтерев, входит в сознание человека «не с парадного входа, а как бы с заднего крыла, минуя сторожа – критику».
В настоящее время внушение является составной частью обычного человеческого общения. Вместе с другими способами общения внушение выполняет важные социально – психологические функции:
– содействует формированию общественной психологии людей, внедрению в сознание сходных взглядов и убеждений, мнений и оценок, норм деятельности и поведения;
– направляет и регулирует активность личности, побуждая к одним делам и поступкам или удерживая от них.
В этом плане вызывает интерес следующий факт: Л.Н. Толстой и В.М. Бехтерев в разное время и различными путями пришли к одной мысли о громадном значении внушения в воспитании: «Дети всегда находятся, и тем более чем моложе, в том состоянии, которое врачи называют первой степенью гипноза. И учатся и воспитываются дети благодаря этому состоянию. Так что учатся и воспитываются люди всегда только через внушение, совершающееся сознательно и бессознательно».
Склонность человека поддаваться внушению со стороны других людей называется внушаемостью, определяемую как субъективную готовность подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию или готовность изменить поведение не на основании разумных, логических доводов, а по одному лишь требованию или предложению, которые исходят от другого лица или группы лиц.
Эффект внушения, как было доказано В.М. Бехтеревым и И.П. Павловым, состоит в концентрации возбуждения в определённом очаге коры головного мозга. Так как это сильное возбуждение проходит в условиях заторможенности остальной коры, содержание внушающего воздействия приобретает неодолимую «незаконную» силу. Охарактеризованное физиологическое явление находит своё выражение в психике в том, что сознание сужается и сосредотачивается на чём-то одном.
В этом плане велика роль внушения в педагогическом процессе.
Исследования и наблюдения, проводившиеся учёными (В.М. Бехтерев, К.Н. Куликов, И.П. Павлов, К.И. Платонов, Д.Н. Узнадзе, И.Е Шварц) свидетельствовали о значительной внушаемости детей. Так, В.М. Бехтерев, один из первых указал на внушающую силу детского коллектива. Именно благодаря воздействию коллектива ребёнку непосредственно, путём внушения прививается и всё плохое и всё хорошее. В практике учебно-воспитательной работы большую роль, по мнению И.Е. Шварца, играет авторитет педагога, его личный пример и соблюдение меры внушающего воздействия.
В то же время, многие исследователи (В.М. Бехтерев, О.В. Овчинникова, Д.Н. Узнадзе, И.Е. Шварц) подчёркивали пользу приучения детей к критическому обсуждению усвоенного материала, указывая на достоинства самостоятельной работы школьников, которая делает ученика независимым от слепого восприятия слов учителя, формирует у него адекватную самооценку, создаёт уверенность в себе.
Поэтому, на наш взгляд, внушение, как механизм воздействия на личность ребёнка в педагогическом процессе, не может применяться шаблонно. Важны осознанность, соблюдение педагогического такта и меры внушающего воздействия, учёт индивидуальных особенностей ребёнка, причин возникших трудностей.
В этом плане важно знать и грамотно применять в психолого-педагогической работе различные виды внушения, к которым относятся:
1. Прямое внушение (приказ, команда, наставление). Такое внушение способствует выработке у ребёнка автоматизма действий, являясь важным средством дисциплинирования. Оно действенно тогда, когда сформировался соответственный навык исполнения требования.
Применение внушающего наставления целесообразно в плане изменения сложившегося в силу различных обстоятельств неблагоприятного психологического климата в классе, либо в отношениях между отдельными учениками. Безусловно, внушение как словесное воздействие не в состоянии изменить черты характера личности. Но внушающее наставление может создать необходимую установку – предуготовленность личности к совершению определённого поведенческого акта.
Его задача – дать ребёнку первый импульс к преодолению своих проблем, трудностей, неверия в собственные силы.
2. Косвенное внушение (намёк, одобрение, осуждение). Рассчитано также на безоговорочное принятие информации, но само сообщение подаётся не в приказной (императивной) форме, а в виде раскрытия факта или описания какого-либо случая, которое будучи воспринято ребёнком, оказывает, помимо его воли и критики влияние на его поведение. Это воздействие путём примера большой внушающей силы или рассказа, влияющего на ребёнка окольным путём.
3. Самовнушение. Применение в воспитательных целях самовнушения требует довольно высокого развития личности. Самовнушение успешно используется для преодоления страха перед трудностями, для снижения или повышения уровня притязаний, для преодоления неуверенности в своих силах и в других подобных случаях, связанных с усилением воли и борьбой с внутренними колебаниями.
Важнейшим показателем целесообразности использования самовнушения является высокая степень сознательности человека. При соблюдении этого условия обучение приёмам самовнушения не составляет для суггестолога особого труда, так как человек сам видит свои недостатки и сознательно стремится их преодолеть.
В первоначальной беседе педагог разъясняет ребёнку, что успех самовнушения находится в прямой зависимости от степени его собственного желания достичь цели (избавиться от недостатка), а также от его умения сосредоточиться на предмете внушения.
Формулы самовнушения произносятся от первого лица, в настоящем времени, в утвердительной форме: «Я могу выполнить это в лучшем виде» и пр.
Сеансы самовнушения проводятся перед сном и сразу после пробуждения. Именно в это время кора головного мозга слегка заторможена, вследствие чего снижена критическая сторона психики.
Если субъект обучен приёмам аутотренинга, то целесообразно формулы самовнушения произносить в состоянии мышечной релаксации. Вводя школьника в состояние расслабления, мы временно как бы «обрезаем» многочисленные внутренние и внешние каналы связи психики и оставляем только один – внушающий голос педагога. Тем самым в состоянии релаксации повышается восприимчивость ребёнка к внушению.
Данные экспериментальных исследований (Д.Н. Узнадзе, И.Е. Шварц) свидетельствуют о том, что релаксация для детей абсолютно безвредна, способствует отдыху, учит мобилизации всех сил организма, создаёт условия для высокой эффективности внушения, направленного на преодоление негативных установок нравственного поведения.
Релаксация в дидактических целях включает в себя принципиальные возможности интенсификации процесса обучения путём суггестопедического ввода учебной информации.
При этом важно знание правил, обеспечивающих «внушение наяву»:
1. Будьте абсолютно уверены в своих силах.
2. Говорите громко и ясно, твёрдо, чётко.
3. Смотрите в глаза своему партнеру.
4. Максимально расслабьтесь. Используйте местоимение «Я».
5. Дайте установку на требуемое ожидание.
6. Не извиняйтесь, если Ваши требования не обоснованы.
7. Не раздражайтесь, будьте спокойны и решительны.
8. Не давайте втянуть себя в дискуссию.
9. Не давайте оценку и не оскорбляйте испытуемого.
10. Обязательно выразите понимание позиции партнера.
Вышесказанное позволяет заключить следующее.
Во-первых, внушение является одним из механизмов поведения, предоставляющее ему возможность воспринимать внушающее влияние и отражать его.
Во-вторых, применения внушения в педагогическом процессе предполагает соблюдение педагогического такта и меры внушающего воздействия, учёт индивидуальных особенностей ребёнка, причин возникших трудностей.
В-третьих, педагогу необходимо учитывать специфику организации внушающего воздействия, обеспечивая пластичное развитие личности ребёнка в контексте гуманистической парадигмы развития современного образования.
Список литературы
- Бехтерев, В.М. «Внушение в общественной жизни» // Правда, 1990г. №7
- Васильев, Л.М. Экспериментальные исследования мысленного внушения Л., 1962г 3. Гримак, Л.П. Моделирование состояний человека в гипнозе М., 1978г.
- Мышляев, С.Ю. Гипноз М., 1999г.
- Овчинникова, О.В. Гипноз в экспериментальном исследовании личности М., 1989 г.
- Платонов, К.И. Внушение и гипноз в свете учения И. П. Павлова М., 1951 г.
- Приёмы самовнушения //Воспитание школьников. – 1993 г., №1 №2.
- Узнадзе, Д.Н. Основные положения теории установки. Тбилиси, 1961 г.
- Шварц, И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1971 г.
N.A. Gangnus (Perm)
SUGGESTION AND ITS ROLE IN A TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS
The introduced article reveals the role of suggestion in a pedagogical process. The author refers to the histori of the question, reveals the functions of suggestion and its types.
In the article one can find recommendations on how to use certain types of suggestion taking into account the existing conditions, age and personaliti of students.
© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009
|
|