Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца
Материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь) Часть I

 

Содержание || Аннотация (Выходные данные) || Сведения об авторах

Л.К. Гейхман (Пермь)

 

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОДХОД КАК СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

Сегодня у всех нас есть возможность оглянуться на 40 лет назад и с позиций ХХI века посмотреть на исследования, проводимые в Пермском педагогическом институте под руководством И.Е. Шварца. За это время другой стала страна, изменилась идеология, другим стал образ жизни. Во многом поменялись ценности и цели людей, особенно молодежи. Все это неизбежно влечет за собой требование модернизации образования, поиска совершенствования его развивающего и нравственного потенциала.

Но такого рода проблемы были характерны и для педагогики 60-70-ых годов прошлого века. Активность учащихся, единство обучения и воспитания – в центре исследований, ценность которых, по мнению И.Е. Шварца в том, что авторы, уделяя значительное внимание моральной стороне стимулирования активности, изучали зависимость педагогических средств от индивидуальных особенностей школьников и студентов.

Хотя в своих работах ученый рассматривал внушение как фактор взаимовлияния людей в процессе общения и деятельности (выделено нами), оно, прежде всего, анализировалось как метод педагогического воздействия. Это обусловлено как спецификой изучаемого явления, так и особенностями того времени, когда уже только сопоставление убеждения и внушения как средств педагогического воздействия вызывало неоднозначную оценку идеологов коммунистического воспитания.

Можно также выделить методологические основания исследований, проводимых в те годы под руководством И.Е. Шварца – это их системность, комплексность, широкое использование достижений смежных наук и разработок зарубежных ученых. Особое внимание в работах по исследованию внушения обращено на использование активных методов обучения – ролевых игр, тренингов, психорегулирующих тренировок. Все это использовано нами в качестве концептуальных подходов в нашем исследовании педагогического взаимодействия.

Взаимодействие, являясь одной из базисных философских, онтологических категорий (Г. Гегель, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Ф. Энгельс), носит универсальный и объективный характер, так как связи внутри и между явлениями существуют независимо от человеческого сознания, и практически нет таких явлений, которые нельзя было бы объяснить через взаимодействие.

Взаимодействие одно из воплощений связей, отношений между людьми, когда они в процессе решения общих для них задач, влияя друг на друга и дополняя друг друга, вместе эти задачи успешно решают. Естественно, происходят изменения и в каждом из субъектов, и в тех объектах, на которые направлено взаимодействие. Взаимодействие может быть внутренним (взаимное понимание) и внешним (совместная работа, обмен понимающими взглядами, понятными жестами).

В педагогическом смысле взаимодействие составляет сущностную характеристику образовательного процесса, его содержание и способы определяются задачами воспитания и обучения людей. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) между педагогами и учащимися, самими педагогами, самими учащимися, педагогами и родителями и т.д., следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

В настоящее время важными результатами образования становятся готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Основным результатом образовательной деятельности выступает не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в различных сферах, среди которых выделяют коммуникационную. Гуманистическая парадигма современного образования, определяющая развитие всех уровней образовательных систем и ставящая во главу развитие человека, особое внимание уделяет становлению человека как субъекта общения и взаимодействия с другими людьми.

Во второй половине прошлого столетия ничто не вызывало так много споров и не порождало такое множество подходов как общение. Общение исследовалось в русле многих наук: философии, кибернетики, информатики, психологии, семиотики, лингвистики, культурологии, лингводидактики и, конечно, педагогики. В этом контексте особое значение имеют исследования внушения в педагогическом процессе, взаимодействие в нем осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики.

Значение общения в жизни каждого человека и человечества в целом возрастает, однако налицо существование парадоксальной ситуации: образовательный процесс, основанный на взаимодействии и осуществляемый в ходе общения педагога и учащихся, практически оставляет в стороне организованное и целенаправленное обучение этому самому взаимодействию и общению. Разрешение парадокса возможно на основе интерактивного подхода к обучению общению, рассматривающего взаимодействие как центральное звено образовательного процесса, а обучение как управление взаимодействием, что расширяет возможности обучения не только в дидактическом, но и в развивающем и воспитательном планах.

Осознание и реализация этих возможностей необходимы для преодоления целого ряда противоречий, сложившихся в настоящее время:

  • между использованием общения только как педагогического средства и отсутствием его в качестве педагогической цели, реализованной на основе сформированного взаимодействия;
  • насущной потребностью коммуникативного развития человека в процессе образования и элиминированием такой направленности в деятельности учреждений общего и профессионального образования;
  • сохраняющимся все еще монологическим, субъект-объектным воздействием в обучении и востребованностью диалогического субъект-субъектного взаимодействия;
  • между продуктивными положениями интеракционистской теории и существующей их формальной трактовкой в практике интерактивного обучения.

Рассмотрение связи взаимодействия и общения как общенаучных категорий выявляет их некоторое внутреннее понятийное рассогласование, проявляющееся в том, что общение, с одной стороны определяется как взаимодействие, как форма взаимодействия, как система взаимодействия, как внутренняя часть взаимодействия, а с другой стороны, по своей структуре общение включает взаимодействие как одну из своих сторон, наряду с коммуникативной и перцептивной. При обучении общению данное понятийное рассогласование снимается в ходе последовательного целенаправленного формирования, прежде всего самого взаимодействия, направленного на изменение групповой динамики учебной группы и становления сотрудничества, а затем, на этом фоне осуществлением обучения самому общению, что позволило выделить специфическую особенность взаимодействия и общения – последовательное их самостоятельное присутствие в качестве целей и средств обучения.

Интерактивное обучение общению, предполагающее не только единство, но и определенную автономность феноменов «взаимодействие» и собственно «общение», обеспечивает полноценное общение и формирование умения решать коммуникативные задачи, а сама коммуникативная компетенция, определяемая в качестве значимой составляющей ключевых компетенций и результата современного образования, включает наряду с лингвистической, дискурсивной, социолингвистической и социокультурной компетенциями социально-личностную интерактивную составляющую, соотнесенную с сотрудничеством и толерантностью.

Интерактивное обучение общению осуществляется на основе интерактивного подхода к обучению общению, который, развиваясь в контексте общепедагогической гуманистической центрации обучения и на основе разрабатываемой нами интерпретации понятийной связи категорий «общение» и «взаимодействие» в образовательном процессе с учетом ведущих идей символического интеракционизма и основных положений в области интерактивного обучения, реализует постулаты:

1) педагогической ценности взаимодействия и общения как цели и результата образовательной деятельности (или постулат аксиологизации общения);

2) равновесности взаимодействия и общения как последовательно меняющихся цели и средств обучения;

3) интегративности взаимодействия и общения как основания реализации единства обучения и воспитания, интеграции интеллектуального и эмоционального развития, целенаправленной и сопутствующей педагогической деятельности, нормативной и творческой составляющих общения, социализации и индивидуализации;

4) первоначально целенаправленной организации форм группового учебного взаимодействия и его последующего перевода на уровень сотрудничества как предпосылки обучения общению;

5) активно-ролевой-тренинговой организации обучения взаимодействию и общению как пути становления субъектности учащегося;

6) диалогизации учебного взаимодействия как условия формирования межкультурного общения;

7) объективации социального и коммуникативного опыта как элемента самодиагностики и саморегуляции в обучении взаимодействию и общению.

Построенная на основе интерактивного подхода модель интерактивного обучения общению представляет собой двухфазное образование, где на первой фазе посредством общения происходит обучение взаимодействию, проходящего все уровни взаимодействия до сотрудничества, изменяющего групповую динамику, приводящего к становлению толерантности и формирующего умение сотрудничать. На второй фазе осуществляется целенаправленное обучение собственно общению как развиваемому на основе сформированного взаимодействия специально фиксированному объекту, общение на этой фазе в полном смысле слова является, прежде всего, целью, а не только средством.

Интерактивное обучение общению, направленное на освоение предметных знаний (в нашем случае – иностранный язык), формирование умений и навыков, осуществляясь на основе предварительно сформированного сотрудничества, ведет к развитию диалогической формы партнерского общения и коммуникативной компетентности как одной из важнейших составляющих коммуникативной компетенции, рассматриваемой в качестве результата образования. Модель реализуется пятью этапами последовательного освоения первоначально самого умения сотрудничать, характеризуемого изменением стратегии взаимодействия, включенности учащихся в учебное взаимодействие, характера группового взаимодействия, и затем на этой основе – умения общаться с условным выделением трех уровней этого освоения, как умения ставить и решать коммуникативные задачи.

Интерактивное обучение общению по предложенной двухфазной модели позволяет доопределить общераспространенную формулу: «обучение общению в процессе общения и через общение» как новую: обучение общению «от взаимодействия, осуществляемого средствами общения и на его основе, к общению как самостоятельной цели обучения на фоне предварительно сформированного высшего уровня взаимодействия – сотрудничества».

Интерактивное обучение общению имеет суммарный эффект: на фоне адекватного программе освоения знаний формируются умение сотрудничать, продуктивность которого характеризуется изменением стратегии взаимодействия, включенности учащихся в учебное взаимодействие и характера группового взаимодействия; коммуникативная компетентность, характеризуемая изменением стиля общения, осознанности барьеров общения, характера решения коммуникативных задач; толерантность, характеризуемая принятием Других, что обеспечивает полноту и адекватность общения в различных ситуациях.

На основе разработанного интерактивного подхода построена модель интерактивного обучения общению и созданные для ее реализации учебно-методические пособия используются в качестве одногодичного курса обучения студентов-экономистов гуманитарного факультета иноязычному деловому общению, обеспечивая процесс формирования коммуникативной компетентности. Данная модель включена в программу обязательных курсов «Невербальная коммуникация» и «Теория межкультурной коммуникации» для студентов языкового профиля. В системе повышения квалификации и переподготовки специалистов народного хозяйства на основе разработанных подхода и модели интерактивного обучения общению формируется коммуникативная компетентность, развивается сотрудничество и толерантность в процессе освоения курсов «Тренинг делового общения» и «Теория и практика переговорного процесса». В системе повышения квалификации учителей и педагогов высшей школы модель нашла применение в курсах «Основы профессионально-педагогического общения» и «Коммуникативный тренинг».

Предложенная модель интерактивного обучения общению реализует практический механизм не только перехода от педагогического воздействия к педагогическому взаимодействию, но и перевода учащегося из объектной в субъектную позицию. Успех интерактивного обучения (особенно на начальных этапах) зависит именно от педагога, от его умения создать мотивацию и условия для интерактивного процесса получения и освоения знаний, формирования умений ставить самостоятельные задачи и решать их в процессе взаимодействия и общения. Педагогическая деятельность в рамках интерактивного обучения приобретает характер специфической индивидуальной (авторской) деятельности педагога по проектированию учебной деятельности студентов и ее практическому воплощению в определенной предметной области с ориентацией на организацию спонтанного взаимодействия учащихся, становящегося объектом обучения путем группового обсуждения, рефлексивного анализа и оценки результатов; используя активные методы обучения: групповые дискуссии, проигрывание ролей и действий, имитации и имитационные игры, ролевые и деловые игры, анализ кейсов, упражнения для групп с небольшим числом участников, упражнения на развитие навыков саморегуляции, работа над проектом, тренинги, моделирование и другие.

Более пятнадцати лет практики обучения родному и иностранному языку на основе интерактивного подхода и результаты опытного обучения с использованием диагностических данных, полученных конкретными методиками, позволили утверждать достаточно высокую эффективность предложенной модели обучения. Эффективность интерактивного обучения общению по представленной модели определялась по следующим критериям: по развитию умения сотрудничать, по развитию толерантности, по показателям самооценки и эмпатии, по развитию умения ставить и решать коммуникативные задачи. При этом общий уровень владения иностранным языком отвечает программным требованиям освоения предметных знаний, умений и навыков.

Развитие учащегося как субъекта коммуникативной деятельности проявляется в наращивании интерактивной составляющей коммуникативной компетентности; как субъекта взаимодействия проявляется в сотрудничестве; как субъекта межкультурной коммуникации и иноязычного общения проявляется в становлении толерантности; как субъекта паритетного общения проявляется в диалогическом общении.

 

 

Lyuba Geykhman (Perm)

 

INTERACTIVE APPROACH TO TEACHING COMMUNICATION

AS UP TO DATE INTERPRETATION OF PEDAGOGICAL INTERACTION

Article reveals the main principles of interactive approach to teaching communication. Based on these principles model of learning to communicate has been implemented successfully in the English language course for the students specialized in economics.

 

© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009