Е.Н. Глубокова (Санкт-Петербург)
МАСТЕРСКАЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современных социокультурных условиях проблема профессиональной подготовки студента педагогического вуза к воспитательной работе со школьниками приобретает особую остроту и требует новых подходов, среди которых – использование современных технологий обучения и организации учебной деятельности.
В настоящее время преподаватели педагогики, методики преподавания предметов широко используют проектную деятельность, деловые и ролевые игры, кейс-метод и другие образовательные технологии в процессе изучения дисциплин. Однако, очень редко в вузовской практике используются технологии обучения взрослых, которые применяются в системе повышения квалификации. Одной из них является технология мастерских.
В настоящее время в педагогической среде широко распространено слово «мастерская». По мнению группы французских педагогов GFEN – это технология, направленная на «погружение» участников занятия в процесс поиска, познания и самопознания, построенная как цепочка заданий, предлагаемых участникам. Принципиально важным условием «погружения» является атмосфера открытости, доброжелательности и доверия. Поэтому от преподавателя-мастера требуется переход на позиции партнерства с обучающимися, ненасилия, минимизации внешних оценок (похвал и порицаний), приоритета внутренней самооценки участников, равного внимания к процессу и к результатам действия [1]
Сущность технологии мастерских состоит в том, что специально организованное ведущим развивающее пространство позволяет участникам в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания, осмыслению ценностей, принципиальных для улучшения в чем-то качества их жизни. В результате участникам передаются инициативы в поиске и построении собственных знаний.
Наиболее важной особенностью данной технологии является режим диалога, в котором участники могут слышать, видеть, понимать друг друга, говорить на одном языке. Отношения участников мастерской носят взаиморазвивающий характер, за счет чего мастерская обладает «двусторонним эффектом».
Вот некоторые особенности мастерской:
Возможность выбора места, партнера, материала, проектных идей, средств и инструментов, а также форм, содержания, способов предполагаемой деятельности. Это побуждает участников к постоянному диалогу с самим собой, к формулированию и уточнению личностных смыслов, целей и ценностей, значимости действий. Момент личностно-смысловой обусловленности является для мастерской принципиально важным.
Импровизационный характер мастерской. Мастерская всегда имеет дело с контекстным прочтением и толкованием любого феномена, то она непременно предполагает и широкую вариативность действий. Импровизация и вариативность достигаются, в частности, за счет некоторой степени неопределенности при формулировании заданий, низкой степени регламентации действий, потенциальной многовариантности.
Мастерская это технология, запускающая процесс, но принципиально не завершающая его; она предполагает дальнейшую самостоятельную работу ее участников, создает ощущение начала пути. Что всегда характерно для педагогической, а тем более воспитательной деятельности.
Мастерская создает условия для овладения различными типами рефлексии – эмоциональной и интеллектуальной, коммуникативной и кооперативной.
Таким образом, в качестве основных признаков технологии творческих мастерских можно назвать следующие:
- активная позиция участников;
- диалогическое взаимодействие;
- некоторая степень неопределенности заданий;
- низкая степень регламентации действий участников;
- свобода выбора содержания, способов и средств деятельности;
- наличие интриги, парадоксальность предлагаемого материала;
- психологическая безопасность для участников.
Описание технологии
Мастерская может быть представлена как последовательность заданий, выстроенных в определенной логике, которые реализуются в следующих блоках:
- индукция (создание эмоционального настроя в начале действия, мотивация, пробуждение познавательной активности и интереса);
- самоконструкция (индивидуальное создание текста, гипотезы, решения, рисунка);
- социоконструкция (построение этих элементов группой);
- социализация (презентация «продукта» творчества, знакомство с результатами творчества других участников, комментарии и обсуждение);
- самокоррекция (доработка/уточнение первоначального материала);
- рефлексия (отражение чувств, ощущений, возникших у участников мастерской).
Для проведения мастерской используются следующие элементы:
- средства. Наглядные, практические, технические, раздаточные материалы, изображения, фрагменты видео– или аудиозаписи, игровые приемы.
- форма выполнения задания. Фронтальная – в этом случае участники все вместе работают с каким-то одним средством (текст на доске, картинка-плакат, видеозапись и т. д.). Групповая – каждая группа получает задание и соответствующие материалы. Работа в паре, когда задача выполняется двумя участниками вместе: Индивидуальная работа – каждый действует самостоятельно. В этом случае важно услышать мнение каждого.
- действие – то есть буквально то, что предлагается сделать участникам: послушать, вспомнить, назвать, придумать и т. д.
«Виды» заданий и, соответственно, действий могут быть различными:
- Ассоциативные (все, что связано с построением ассоциативных рядов – по сходству, по различию, по звуку, запаху, смыслу...).
- Лингвистические (все, что связано с работой со словами, с частями речи, слова; когда буквы слов становятся «строительным материалом», когда идет работа с этимологией слов, их фонетическим строем...).
- Символические (все, что связано с работой воображения – построение символов, образов, условных изображений, схем, рисунков...).
- Ситуативные (все, что связано с предложениями по выходу из той или иной ситуации, которая либо описана, либо реально создана на мастерской).
- Проблемные (задания на разрешение тех или иных проблем – учебных, научных, интеллектуальных, поведенческих, личностных...).
- Инверсные (задания с действиями «от противного», взгляд «наоборот»).
- Эвристические (задания на порождение эвристических гипотез, идей, предположений...).
Участие в работе мастерской – это интенсивная работа элементов психики – от воображения, чувств и памяти до мышления и воли. Центральное место при этом отводится разнообразной речевой деятельности: устное общение, чтение и письменные задания способствуют созданию диалога на мастерской. Внутренний результат во многом определяется теми целями, который каждый участник ставит для себя сам. Иногда они совпадают с целями, предлагаемыми мастером, иногда не имеют ничего общего. Как правило, осознание внутреннего результата происходит на этапе рефлексии, когда есть необходимость увидеть себя, динамику своих состояний в пространстве всей мастерской.
Трудности и риски
При всей привлекательности описанной технологии, ее применение в учебном процессе сопряжено с определенными трудностями. Назовем некоторые из них. Прежде всего, подготовка мастерской требует достаточного времени: это и работа с большим количеством информации, и подготовка разнообразного раздаточного материала. Проведение мастерской сопряжено с известными психологическими нагрузками: работа строится на постоянном общении, в режиме диалога и активного взаимодействия между людьми. Особые усилия необходимы для вовлечения всех участников в процессы устного и письменного рассуждения, сравнения, анализа явлений, понятий, высказанных суждений. Это требует от мастера владения максимально разнообразными приемами активизации студентов. Ценность этой технологии также в том, что студент, придя в школу на практику, на место работы, сможет использовать эту технологию и в воспитательной работе со старшеклассниками. Далее предлагается программа мастерской.
«Предупреждение конфликтов:
внутренние ресурсы школьного сообщества»
Цели:
Расширение и углубление представлений о конфликте, путях его разрешения.
Осмысление роли руководителя в процессе разрешения конфликта, осознание необходимости партнерства для достижения общего успеха.
Обретение новых смыслов и ценностей в профессии педагога.
Знакомство с инновационной образовательной технологией «Творческие мастерские».
В ходе мастерской участники смогут:
Поразмышлять над объективными и субъективными факторами построения бесконфликтных отношений в школьном сообществе.
Проявить интуицию и фантазию, стать авторами сценария будущей жизни школьного сообщества.
Актуализировать творческую активность в определении личных ресурсов каждого педагога по предотвращению конфликтов между участниками учебно-воспитательного процесса.
Предъявить и отстоять свою позицию по рассматриваемой проблеме.
Проанализировать педагогическую ситуацию, и быть может, увидеть её новые смыслы.
Разработать практические рекомендации по предупреждению конфликтных ситуаций в школьном коллективе.
Участники: студенты и преподаватель.
Методы, способы, приемы:
Осознание личного опыта.
Работа в диалоге с самим собой, с коллегами.
Дискуссия.
Игровое моделирование типичных ситуаций.
Групповая работа.
Рефлексивные методики.
Создание текста рекомендаций.
Ход мастерской:
1. Вызов (индивидуальная работа): вниманию участников предлагается большой набор портретов детей и взрослых людей. Каждый участник может выбрать только один, самый симпатичный портрет. Число портретов должно быть подобрано с таким расчетом, чтобы один обязательно остался. Вокруг этого портрета и строится дальнейшая работа.
Ведущий задает вопрос: как вы думаете, почему именно этот портрет остался? Что нас привлекает в человеке?
2. Групповая работа «Портрет». Участники делятся на три группы по ролям: учащиеся, учителя, администраторы. В каждой группе в соответствии со своей ролью, находят согласованный ответ на вопрос: Какие качества соответствующей группы положительно и какие отрицательно влияют на общение и отношения в школьном сообществе? На соответствующих листах ватмана каждая группа записывает перечень положительных и отрицательных качеств. Листы ватмана прикрепляются к доске или стене, руководители групп (или выбранные группой спикеры) представляют свой перечень качеств. Остальные могут задавать вопросы по существу качеств (уточняя и конкретизируя).
3. Групповая работа «Причины конфликтов». Происходит смена ролей групп: «учителя» становятся «администраторами», «учащиеся» – «учителями», а «администраторы» – «учащимися». Каждая группа, глядя на «свой» портрет, записывает на лист ватмана причины конфликтов и затем указывает, каковы источники этих причин. Листы ватмана вновь вывешиваются на стене или доске. Представители групп докладывают о результатах работы на этом этапе.
4. Работа в парах «Мои личные ресурсы». Каждый участник называет партнеру и записывает на клеящемся листочке три злободневные для него причины конфликтов с учащимися, коллегами и администрацией, а также три личных ресурса по предотвращению этих конфликтов. После этого они меняются ролями: слушатель становится рассказчиком, работа продолжается. По окончании листочки прикрепляются к листам ватмана.
5. Работа в кругу «Общение». Ведущий зачитывает внутренние ресурсы каждого учителя. Например, индивидуальный подход к воспитанникам, доброжелательность в отношении с учащимися, доверие и понимание, единство в педагогических требованиях, овладение искусством общения, толерантность и др.
6. Групповая работа «Идеи, гипотезы». Далее участники мастерской объединяются в группы для выявления общих подходов к предотвращению конфликтных ситуаций в школьном сообществе. Составляют рекомендации по предотвращению конфликтов. Каждая группа разрабатывает определенное количество рекомендаций (5-6) в любой форме. Записывают рекомендации на лист ватмана. Спикер группы представляет результаты совместного поиска. Отвечает на вопросы аудитории, остальные члены группы помогают и дополняют ответы на возможные вопросы. Листы ватмана собираются в импровизированную книгу рекомендаций.
7. Итоговая рефлексия «Соберем в дорогу чемодан». Каждый участник мастерской очень кратко говорит о том, что он заберет с собой в «дорогу по профессии» и положит в свой «чемодан знаний и опыта».
Список литературы
- Агапова О.В. и др. Уроки для взрослых: пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых. – СПб., 2007.
- Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М., 2002.
- Гуманитарные технологии и компетентностная модель современного педагога: Методические материалы для проведения тренингов руководителей образовательных учреждений/ И.С.Батракова, Е.В.Люликова, А.В. Тряпицын, Т.В.Щербова/ Под ред. И.С.Батраковой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М., 1998.
- Потенциал гуманитарных технологий и образовательных учреждений: Методические материалы для проведения тренингов управленческих кадров системы образования/ А.Е.Бахмутский, С.А.Езопова, Л.И.Лебедева, И.Э.Кондракова/ Под ред. И.Э.Кондраковой. – СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007
- Педсовет в школе: Обсуждаем проблемы воспитания/ Под. Ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М.,Т «Сфера», 2007.
- Современный педагог: гуманитарные технологии – компетентность – профессиональный потенциал: Методические материалы для проведения тренингов педагогического состава образовательных учреждений/ И.В.Гладкая, Е.Н.Глубокова, А.В.Мосина/ Под ред. Н.В.Седовой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.
E.N. Glubokova (St. Petersburg)
Workshop as the technology of the students’ training for the professional activity
The main idea of this technology is the area, which gives the opportunity to develop each other in the collective search. The students «open» knowledge, make sense of values, which are important for their life’s quality. As the result, the students are given initiatives into the search and construction of their own knowledge.
© Коллектив авторов, 2009
© Пермский государственный
педагогический университет, 2009
|
|