Израиль Ефремович Шварц – создатель научной педагогической школы – внушение в педагогическом процессе. Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрами педагогики (1961–1985) и научных основ управления школой (1985–1988) ПГПИ.
Его детские и юношеские годы прошли в Одессе, где он получил высшее педагогическое образование и с 1936 г. начал свою трудовую деятельность в качестве школьного учителя географии и директора школы для взрослых.
Армейская служба солдата и курсанта Шварца проходила на Урале. Так состоялось его первое знакомство с краем, которому впоследствии он отдал лучшие годы своей жизни, где заслужил признание и любовь уральцев.
В годы Великой Отечественной войны капитан Шварц сражался на Калининском и 3-м Украинском фронтах. Был дважды ранен. За боевые заслуги награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, медалями «За освобождение Будапешта», «За освобождение Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими.
После аспирантуры, защиты кандидатской диссертации на тему «Проблема преодоления формализма в процессе обучения» в МГПИ им. В. И. Ленина Шварц работал в Новозыбковском и Туркменском пединститутах. В 1960 г. он приехал в Пермь опытным преподавателем с блестящими характеристиками с прежних мест работы.
В Пермском педагогическом институте полностью раскрылись многогранные, незаурядные способности И. Е. Шварца. Он – лидер, генератор идей и прекрасный организатор, чуткий к людям человек. Кафедра педагогики, избрав его своим заведующим, заняла подобающее ей доминирующее положение в институте, в Уральском регионе и в стране. Под руководством Израиля Ефремовича и при его активном участии были организованы на базе кафедры педагогики не только областные, но и республиканские и всесоюзные научные конференции и симпозиумы по актуальным проблемам педагогики.
Лидерство И. Е. Шварца распространилось на городской университет учителя: его избрали ректором, а учителя Пермской области – председателем Пермского отделения педагогического общества РСФСР. В университете были организованы 12 факультетов, в педагогическом обществе – 23 секции. Все структурные подразделения работали слаженно, творчески, с энтузиазмом. Одновременно И. Е. Шварц возглавлял секцию педагогики высшей школы научно-методического совета Министерства просвещения РСФСР.
Когда в 1985 г. при пединституте открылся факультет повышения квалификации руководящих работников народного образования, И. Е. Шварца избрали заведующим кафедрой научных основ управления педагогическими системами. Израиль Ефремович любил работать со студентами. Для них он написал «Рабочую книгу по педагогике», «Педагогику школы» – первое, единственное и лучшее программированное пособие, востребованное и ныне. При кафедре был оборудован машинами «Репетитор» и «Экзаменатор» класс программированного обучения. По инициативе И. Е. Шварца проводилась непрерывная педагогическая практика с первого по выпускной курс, каждая студенческая академическая группа во внеучебное время становилась макаренковским педагогическим отрядом, имеющим свою зону педагогического действия. В 1976–1977 гг. в это движение было включено 2387 студентов, 102 педагогических отряда, 78 зон педагогического действия. Зоны действия были самые разнообразные: детская ВТК (воспитательнотрудовая колония), Очёрская спецшкола, городские и сельские малокомплектные школы, клубы по месту жительства. Израиль Ефремович умел заражать своей идеей, своим делом и вести за собой. Работа педагогических отрядов получила высокую оценку, опыт работы освещался в центральных изданиях. На базе вуза прошёл Всесоюзный слёт педагогических отрядов.
В И. Е. Шварце всегда поражала толерантность, чуткое отношение ко всем, умение понять, принять и помочь людям.
Самое главное наследие, которое оставил нам профессор И. Е. Шварц, – это его научные труды, наше духовное богатство. Вершиной научных исследований являются докторская диссертация и монография «Внушение в педагогическом процессе» – новое слово в педагогической науке, признанное как у нас в стране, так и за рубежом. Этими работами И. Е. Шварц отрыл новое направление в педагогике, основанное на взаимодействии методов убеждения и внушения с учётом осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики. Это учение получило мировое признание. И. Е. Шварц был участником многих конференций по этой проблеме на научных форумах.
Жизнеспособность той или иной научной школы определяется тем, насколько продуктивны лежащие в её основе идеи. Педагогическая концепция построения учебно-воспитательного процесса с учётом осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики выдержала проверку временем. Она обеспечивает гуманистический подход к человеку и его воспитанию и ориентирована на развитие активности и стимулирование личностного роста. Таким образом, И. Е. Шварц во многом опередил своё время, его идеи оказались весьма актуальными сегодня.
Ещё при жизни И.Е. Шварца было защищено свыше 20 диссертаций его учениками и последователями. Научные идеи своего учителя они продолжают развивать. Школа Шварца является одной из ведущих в современной педагогике. Защитили докторские диссертации и стали профессорами его ученики: А. С. Новосёлова, А. И. Санникова, Р. А. Рогожникова. Под их руководством успешно защищают кандидатские диссертации аспиранты.
|